"Принесешь 5 по математике, получишь 300 рублей!" или о карманных деньгах - CreditPlus
т. 7 (495) 532-07-07
заказать звонок

«Принесешь 5 по математике, получишь 300 рублей!» или о карманных деньгах

Сегодня затронем очень важную тему детских карманных денег. Конечно, воспитание ребенка и прививание ему определенных привычек — очень личная и индивидуальная тема для каждой семьи, тем не менее существует мнение специалистов и детских психологов, которые объясняют, как карманные деньги влияют на формирование финансового поведения. Рассмотрим подробнее!

А вы знаете, на что обычно уходят карманные деньги ваших детей? Вот интересная статья о том, как и куда российские дети тратят личные деньги.

В большинстве семей первые карманные деньги выдаются в 6-7 лет и, к сожалению, не всегда этому уделяется должное внимание. Как же выдавать “свои деньги” ребенку так, чтобы научить его ценить “заработанное” и грамотно его использовать?

Выдавайте деньги на конкретные цели. Не следует отсчитывать карманные деньги ребенку со словами “это на суп в школе”. В этом случае у ребенка не появляется возможности самостоятельно решить, на что он хочет потратить уже свои деньги, оценив свои потребности.

А ведь именно в этом заключается основные правила распоряжения финансами — в умении оценить первостепенные и второстепенные нужды, спланировать траты на день и даже что-то отложить. Например, на новый плеер. 

Ребенок должен учиться проводить эти расчеты сам. Если видите, что он не справляется, помогите наводящими вопросами: “Что ты хочешь съесть на обед? Давай посчитаем сколько тебе нужно”, “Может быть ты хочешь отложить небольшую сумму на новую игру или что-то еще?” и т.д. 

Важно объяснить ребенку и то, как с помощью накоплений можно будет купить что-то через время. Проведите с ребенком подсчеты, сколько ему нужно на желанную игрушку или тот же плеер и объясните, что если с каждых карманных денег откладывать, например, по 40 рублей, то через два месяца можно будет купить заветную вещь.

Обязательно оставляйте ребенку свободу выбора на определенную сумму в неделю. Пусть он потратит ее на то, что посчитает нужным, даже если это просто сухарики или мороженное с друзьями. 

Еще одно хорошее правило, которым можно воспользоваться: выдавайте деньги не каждый день, а раз в неделю. Это один из лучших способов научиться вести учет расходов. Разумеется, не сразу, но как только вы заметите, что ребенок хорошо справляется с задачей планирования расходов на день, можно пробовать выходить на “новый уровень”. Главное, убедиться, что ребенок понимает, какие траты являются обязательными (питание в школе, проезд и т.д.), а какие дополнительными и накопительными. 

Будьте готовы к тому, что в первые разы дети с большой вероятностью потратят недельную сумму слишком рано. Ничего страшного, это необходимый момент в процессе обучения управления деньгами. И здесь важно не добавлять дополнительных карманных денег. Если же остались обязательные траты, например, проезд, то можно как бы “дать в долг” со следующих карманных денег, обязательно предупредив об этом ребенка. 

Очень важным правилом является выдача денег в конкретный день и даже время. Большинство взрослых получают зарплату в определенный день месяца и это позволяет тщательно распределить расходы и дисциплинировать себя. С ребенком то же самое, ему нужно четко знать, когда “день зарплаты”, чтобы не запутаться. 

Обязательно показывайте, что деньги имеют ценность. Чем старше становится ребенок, тем важнее показывать, что деньги это ресурс и возможности, которые не даются просто так, а, как правило, их нужно заработать.  

Можно научить ребенка заработку на примере того, что выходит за рамки его стандартных обязанностей. Например, если ребенок сделал уборку в своей комнате, это не оплачивается, а если убрал на кухне, то за это он может получить дополнительные 40 рублей к своим привычным карманным деньгам. Или же подобная практика за дополнительно прочтенную и книгу вне обязательной школьной программы. Это может быть что угодно, ориентируйтесь на своего ребенка. Придумайте правила (например, систему премий), чтобы ребенку было интереснее и он понимал, что деньги зарабатываются еще и в зависимости от стараний и качества выполнения своей работы. 

И конечно же, показывайте личные пример. Это более чем отличный способ чему-то научить ребенка. Особенно в управлении деньгами. Можно также попросить ребенка помочь с планированием семейного бюджета на месяц. 

Поощряйте то, если ребенок хочет кому-то помочь, кого-то угостить мороженным или пожертвовать определенную сумму своих сбережений, например, в приют для животных. Здесь лишь важно объяснить и подсказать, что, куда и как. Помимо финансовых привычек такие действия помогут воспитать в ребенке социальную ответственность и добрые человеческие качества.

Конечно, лучше всех вашего ребенка знаете только вы, поэтому наблюдайте за его характером и отношением к деньгам и прививайте ему здоровые подходящие финансовые привычки с детства!